Пропустить шапку
Запись к врачу

СДВГ: что делать, если у вас гиперактивный ребенок?

16 июня 2023
Реакций: 6

Дети с повышенной двигательной активностью встречаются практически в каждой современной семье. Отсутствие усидчивости, чрезмерная подвижность и импульсивность — это лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются родители особенных детей. У вас гиперактивный ребенок? Что делать родителям? Именно об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — это расстройство развития неврологического и поведенческого спектра, которое чаще всего развивается в детском возрасте. Это актуальная проблема современности: с гиперактивностью сталкивается от 3 до 20% детей. Кроме того, 80% из них сталкиваются с трудностями во время школьного обучения.

При СДВГ нарушается функционирование центральной нервной системы. При этом состоянии преимущественно поражается ретикулярная формация головного мозга. У ребенка появляются трудности с концентрацией внимания и сложности в обработке информации.

Может ли СДВГ развиваться у взрослых

Важно выявить синдром дефицита внимания у ребенка. При отсутствии лечения заболевание сохраняется во взрослом возрасте. Признаками СДВГ у взрослых могут быть:

  • частая забывчивость;
  • опоздания и плохая ориентация во времени;
  • неорганизованность;
  • плохо засыпает ночью, но ощущает сонливость днем;
  • много начатых, но незавершенных дел;
  • нарушение произношения слов, букв;
  • беспорядок на рабочем месте и т. д.

Однако если диагноз СДВГ был установлен в детском возрасте, то его течение можно контролировать, и у взрослого проявления будут минимальными.

Почему развивается детская гиперактивность

Предпосылки для возникновения СДВГ формируются еще во внутриутробном периоде. Дисфункция мозга может возникнуть из-за патологического течения беременности и родов. Нарушения формируются из-за:

  • инфекций и интоксикаций матери во время беременности;
  • инфекционных заболеваний ребенка в раннем возрасте;
  • дефицита питания у детей во время первых лет жизни;
  • генетической предрасположенности.

Теории развития СДВГ

В настоящее время ученым не удалось выделить точные причины формирования СДВГ. Поэтому рассматривается несколько теорий развития болезни:

  • нейробиологическая концепция. У детей с диагнозом СДВГ во время исследований обнаруживаются нарушения строения и функционирования структур головного мозга. Кроме того, важное значение в развитии повреждения играют генетическая предрасположенность и гипоксическое повреждение ЦНС во внутриутробном периоде;
  • нейромедиаторная концепция. Лабораторная диагностика выявляет у детей с СДВГ нарушения в работе нейромедиаторных систем: дофаминовой, серотониновой и норадреналиновой;
  • генетическая концепция. СДВГ считается полигенным расстройством, поэтому его развитие детерминировано большим количеством генов;
  • нейропсихологическая концепция. Считается, что развитие гиперактивности связано с незрелостью лобных структур головного мозга. В связи с этим нарушается управленческая функция префронтальной области (поведенческое торможение и самоконтроль);
  • теория влияния пищевых факторов. Несбалансированное питание способно приводить к нарушениям обменных процессов в организме. Как следствие, нарушается функциональность структур ЦНС;
  • неблагоприятные факторы внешней среды. К повреждению структур головного мозга могут приводить воздействие свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и т. д. При этом интоксикация может влиять как во время беременности, так и после рождения.

Как развивается СДВГ

Основа развития синдрома дефицита внимания — это нарушение формирования биоритмов в коре головного мозга. Из-за гипоксического повреждения структур ЦНС во внутриутробном периоде нарушается их функциональная и морфологическая зрелость. Первичные органические изменения структур головного мозга локализуются в:

  • ретикулярной формации;
  • подкорковых образованиях;
  • лимбической системе.

В дальнейшем это приводит к нарушению обмена катехоламинов, частичной потере тормозных синапсов и патологическому нарушению функциональной специализации мозговых полушарий.

В центральной нервной системе согласованность работы между разными отделами мозга регулирует ретикулярная формация. У пациентов с СДВГ нарушается ее контролирующая функция, в результате чего нарушаются память и интеллект.

Повреждение, локализующееся в стволе головного мозга и лимбической системе, угнетает синтез белков и приводит к угнетению синтеза нервных клеток (нейронов). Постепенно развиваются обменные нарушения катехоламинов: у ребенка формируется характерная гиперактивность. Но специалисты считают, что гиперактивность — это защитный механизм, который необходим для компенсации нарушений и нормального, гармоничного развития.

Классификация синдрома дефицита внимания и/или гиперактивности

Согласно современной классификации СДВГ (2013 г) выделяют следующие варианты болезни:

  • СДВГ с преобладанием невнимательности;
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности;
  • комбинированный вариант СДВГ.

Некоторые специалисты выделяют резидуальный тип СДВГ. Этот вариант болезни выставляется пациенту в том случае, если симптомы сохраняются на протяжении многих лет.

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности имеет большое количество проявлений. Кроме того, при постановке диагноза должны учитываться возрастные особенности. Проявления болезни различаются в дошкольном возрасте, у младших школьников и подростков.

Возрастные особенности СДВГ

Диагноз СДВГ редко выставляется при первом визите ребенка к специалисту. В большинстве случаев врач выбирает выжидательную тактику: в течение нескольких месяцев оценивается выраженность и постоянство симптомов. Врач должен также верно оценить уровень активности ребенка: должный для его возраста или патологический.

В большинстве случаев поводом для обращения к специалисту становится новый этап в жизни малыша: посещение детского сада или школы. Наиболее ярко СДВГ проявляется в 4-5 и 7 лет. Однако средний возраст постановки диагноза составляет 8-10 лет.

Даже при своевременно начатом лечении симптомы заболевания сохраняются у 50-80% подростков. Важной особенностью в этом возрасте является уменьшение гиперактивности или даже ее полное исчезновение. Однако импульсивность и нарушения внимания не ослабевают, а усиливаются. В школе снижается успеваемость, а также возникают трудности в межличностном общении. Отмечается, что такие подростки более склонны к употреблению психоактивных веществ и совершению противоправных нарушений.

У взрослых проявления СДВГ сохраняются примерно в 50% случаев. Поэтому заболевание может приобретать длительное течение и многолетний характер.

Симптомокомплекс СДВГ

Симптомокомплекс СДВГ включает невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Также могут наблюдаться расстройства тревожного спектра.

Нарушения внимания

Дети с дефицитом внимания способны сохранять концентрацию не более нескольких минут. Эта проблема сильно влияет на школьную успеваемость. Ребенок не может выполнить задание до конца, быстро переключается на сторонние раздражители. Из-за выраженной отвлекаемости он не может дослушать учителя до конца, упускает важные детали при обучении.

Также дети с СДВГ склонны к забывчивости: они часто теряют школьные принадлежности и учебники, а на рабочем месте у них царит беспорядок.

Гиперактивность (избыточная двигательная активность)

Дети с СДВГ — это бесконечный двигатель. Они не способны длительно находиться в состоянии покоя и пребывают в постоянном движении. Такое поведение проявляется вне зависимости от обстановки: даже в самом спокойном коллективе такой ребенок будет постоянно стремиться к бесцельным движениям. Если дефицит внимания становится заметен в школьном возрасте, то гиперактивность — наиболее раннее проявление СДВГ. Родители начинают отмечать повышенную активность своего ребенка уже на первом-втором году жизни.

Гиперактивность проявляется не только в активных движениях (постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле), но и деструктивным поведением в коллективе. Ребенок с СДВГ может отвлекать одноклассников от учебы, мешать проведению уроков и т. д.

Несмотря на достаточно яркие проявления, диагностировать гиперактивность сложно. Во время визита к врачу ребенок испытывает волнение в неизвестной обстановке. Это тормозит проявления гиперактивности на приеме у специалиста. Чрезмерная подвижность более выражена у мальчиков. Поэтому маловыраженные симптомы у девочек могут затруднять постановку диагноза.

Импульсивность (недостаток контроля поведения)

Ребенок не ждет от окружающих инструкций и быстро реагирует на ситуацию. Это связано с особенностями функционирования головного мозга, а не проблемами в воспитании. Например, он стремится максимально быстро выполнить задание учителя, но не может адекватно оценить его требования. Импульсивность детей с СДВГ дополняется небрежностью, невнимательностью и легкомыслием.

Дополнительная симптоматика

На этом проявления СДВГ у человека не заканчиваются. Этот симптомокомплекс может быть дополнен рядом неврологических и поведенческих расстройств:

  • легкие неврологические нарушения. У ребенка могут диагностироваться тремор, гиперкинезы, повышение сухожильных рефлексов и нарушения координации движений. Они могут быть объективно выявлены во время неврологического приема;
  • эмоциональная лабильность. У ребенка наблюдается частая смена настроения, повышенная тревожность и раздражительность. Маленькие дети испытывают беспокойство, становятся плаксивыми. Родители видят, что их ребенок более эмоционален в сравнении со сверстниками;
  • нарушения восприятия. Чаще всего поражается зрительный анализатор (ребенок не может обвести контуры простых рисунков). Но также может нарушаться ориентация в пространстве, он может неправильно читать буквы, воспринимать звуки на слух и т. д.;
  • невротические привычки. У ребенка появляются симптомы, свидетельствующие о внутреннем напряжении. Он может грызть ноги, сосать большой палец, постоянно сжимать пальцы и т. д.;
  • нарушения сна. Пожалуй, этот симптом родители могут заметить с самого рождения. У ребенка с самых первых дней нарушены естественные биоритмы: сон днем и бодрствование ночью. У подростков сопровождается поздним засыпанием и тяжелым утренним пробуждением;
  • повышенная психическая утомляемость. Ребенок быстро устает даже от незначительных нагрузок, могут появляться головные боли;
  • тики и заикание. Это не обязательные симптомы СДВГ, но они также могут наблюдаться у детей и становиться поводом для обращения к специалисту.

Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности

Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.

Диагностические критерии DSM-5

Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:

  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.

Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.

СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:

  • не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
  • не может удерживать внимание на играх, задачах;
  • кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
  • не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
  • испытывает проблемы с распорядком дня;
  • избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
  • часто теряет свои вещи;
  • легко отвлекается;
  • забывчив в повседневной деятельности.

СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:

  • постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
  • уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в неуместных ситуациях;
  • при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
  • очень много говорит, речь торопливая.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:

  • симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
  • симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
  • симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.

Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.

Опрос и осмотр

В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:

  • когда начались первые проявления заболевания;
  • какие симптомы появились у ребенка;
  • как развивались симптомы заболевания.

Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:

  • особенности поведения ребенка, внешний вид;
  • оценка состояния черепно-мозговых нервов;
  • оценка двигательной активности.

Данные анамнеза

Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:

  • токсикозы у матери во время беременности;
  • риск прерывания беременности;
  • хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • патологические роды и родовые травмы;
  • фебрильные судороги;
  • менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
  • наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.

Объективные методы обследования

В качестве объективных методов исследования используются:

  • электроэнцефалография;
  • ЭХО-ЭГ;
  • нейросонография;
  • компьютерная томография;
  • допплерография.

Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.

Нейропсихологическое исследование

Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.

Психологический анализ

Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще.

Дифференциальная диагностика СДВГ

СДВГ — это достаточно распространенный диагноз. Однако заболевание может иметь сходную симптоматику с другими состояниями. Дифференциальная диагностика проводится с такими состояниями, как:

  • индивидуальные особенности личности и темперамента. При этом состоянии поведение активных детей не выходит за границы возрастной нормы. Уровень развития высших психических функций хороший;
  • тревожные расстройства. Действия ребенка связаны с постоянным воздействием психотравмирующих факторов;
  • резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции и интоксикации;
  • астенический синдром при хронических заболеваниях;
  • эндокринные нарушения (патология щитовидной железы);
  • расстройства школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
  • сенсоневральная тугоухость;
  • эпилепсия;
  • наследственные синдромы;
  • психические расстройства.

Лечение синдрома дефицита внимания. Рекомендации родителям

Наибольшей эффективности удается достичь в том случае, если сочетать несколько методик.

Психотерапевтические методики

Психотерапия — это один из основных методов лечения СДВГ. Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой (детские группы) и семейной. Использование когнитивно-поведенческой терапии позволяет социализировать детей с СДВГ. Игровые методики позволяют научить ребенка самоконтролю и постановке целей. Контроль окружающего шума и визуальной стимуляции нормализует состояние ребенка.

Медикаментозная терапия

Методом выбора при лечении СДВГ являются психотерапевтические методики. Однако при их неэффективности подключается лекарственная терапия. Для коррекции поведения могут назначаться психостимуляторы, транквилизаторы, антидепрессанты и ноотропные препараты.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее популярным препаратом в мировой практике является метилфенидат. Его прием позволяет увеличить уровень дофамина и норадреналина в структурах центральной нервной системы. Благодаря нему повышается активность в префронтальной коре, а чрезмерная импульсивность подавляется. Однако в России данный лекарственный препарат запрещен, так как относится к классу психостимулирующих.

Нестимулирующие препараты

Также при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут использоваться:

  • селективный ингибитор обратного захвата норадреналина;
  • антидепрессанты;
  • психоактивные препараты.

Их минусами является частое развитие побочных эффектов, которые значительно ухудшают состояние пациента.

Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)

БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Ребенок выполняет специальные игровые задания, которые позволяют регулировать активность и поведение.

Физиотерапевтические методы лечения СДВГ

Для реабилитации пациентов с СДВГ могут использоваться следующие методики:

  • массаж;
  • физические упражнения;
  • занятия в воде;
  • кинезиотерапия;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • общее ультрафиолетовое облучение;
  • электросон;
  • акупунктура;
  • массаж активных точек.

Физиотерапевтические методики лечения позволяют улучшить состояние пациента и нормализовать его активность.

Педагогические методики

Многие родители стесняются рассказывать учителям о том, что у их ребенка СДВГ. Однако это ошибочный подход. Зная об особенностях, учитель сможет подобрать индивидуальный подход и подходящую длительность занятий. Важно, чтобы внимание гиперактивному ребенку уделялось с самого начала. Для некоторых детей требуется индивидуальное обучение и занятия с репетиторами.

Повседневная активность: советы психолога

Родители должны уделить особое внимание формированию графика дня. Важно не допускать переутомления. Также необходимо, чтобы родители хвалили ребенка и укрепляли его уверенность в собственных силах.

Можно ли полностью вылечить СДВГ

Полностью вылечить СДВГ в настоящее время невозможно. Однако системный подход к лечению заболевания позволяет минимизировать его симптомы и предотвратить рецидив.  Поэтому важно, чтобы родители принимали своего ребенка и поощряли его стремление к обучению. В семье должна быть благоприятная бесконфликтная обстановка. При необходимости следует обратиться к психологу для проведения семейной терапии. Правила поведения должны быть установлены совместно со специалистом, родители должны знать, как правильно реагировать на активность ребенка.

Можно ли профилактировать СДВГ и как делать это

В настоящее время не разработано стратегии профилактики синдрома дефицита внимания и гиперактивности, работающей на 100%. Однако для снижения риска развития заболевания и снижения интенсивности симптомов необходимо:

  • качественное дородовое наблюдение;
  • сбалансированная диета;
  • оптимальный объем нагрузок и физической активности;
  • организация распорядка дня;
  • выстраивание положительных отношений между родителями и ребенком.

Лечение гиперактивности и дефицита внимания в клинике «Целитель»

В медицинском центре «Целитель» работают опытные неврологи, которые подберут для вас индивидуальную тактику диагностики и лечения заболевания. Современное оборудование позволяет провести обследование в одном месте в кратчайшие сроки.

Берегите здоровье своего малыша, обращайтесь к профессионалам!

Внимание! Представленная в статье информация носит ознакомительный характер и предназначена для образовательных целей. Материалы, размещенные на сайте МЦ «Целитель», не заменяют консультации специалиста и не могут использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Не занимайтесь самолечением! При ухудшении самочувствия и появлении первых признаков заболевания следует обратиться к врачу!

Хотите, мы Вам перезвоним?
Записаться на приём