Дети с повышенной двигательной активностью встречаются практически в каждой современной семье. Отсутствие усидчивости, чрезмерная подвижность и импульсивность — это лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются родители особенных детей. У вас гиперактивный ребенок? Что делать родителям? Именно об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — это расстройство развития неврологического и поведенческого спектра, которое чаще всего развивается в детском возрасте. Это актуальная проблема современности: с гиперактивностью сталкивается от 3 до 20% детей. Кроме того, 80% из них сталкиваются с трудностями во время школьного обучения.
При СДВГ нарушается функционирование центральной нервной системы. При этом состоянии преимущественно поражается ретикулярная формация головного мозга. У ребенка появляются трудности с концентрацией внимания и сложности в обработке информации.
Может ли СДВГ развиваться у взрослых
Важно выявить синдром дефицита внимания у ребенка. При отсутствии лечения заболевание сохраняется во взрослом возрасте. Признаками СДВГ у взрослых могут быть:
- частая забывчивость;
- опоздания и плохая ориентация во времени;
- неорганизованность;
- плохо засыпает ночью, но ощущает сонливость днем;
- много начатых, но незавершенных дел;
- нарушение произношения слов, букв;
- беспорядок на рабочем месте и т. д.
Однако если диагноз СДВГ был установлен в детском возрасте, то его течение можно контролировать, и у взрослого проявления будут минимальными.
Почему развивается детская гиперактивность
Предпосылки для возникновения СДВГ формируются еще во внутриутробном периоде. Дисфункция мозга может возникнуть из-за патологического течения беременности и родов. Нарушения формируются из-за:
- инфекций и интоксикаций матери во время беременности;
- инфекционных заболеваний ребенка в раннем возрасте;
- дефицита питания у детей во время первых лет жизни;
- генетической предрасположенности.
Теории развития СДВГ
В настоящее время ученым не удалось выделить точные причины формирования СДВГ. Поэтому рассматривается несколько теорий развития болезни:
- нейробиологическая концепция. У детей с диагнозом СДВГ во время исследований обнаруживаются нарушения строения и функционирования структур головного мозга. Кроме того, важное значение в развитии повреждения играют генетическая предрасположенность и гипоксическое повреждение ЦНС во внутриутробном периоде;
- нейромедиаторная концепция. Лабораторная диагностика выявляет у детей с СДВГ нарушения в работе нейромедиаторных систем: дофаминовой, серотониновой и норадреналиновой;
- генетическая концепция. СДВГ считается полигенным расстройством, поэтому его развитие детерминировано большим количеством генов;
- нейропсихологическая концепция. Считается, что развитие гиперактивности связано с незрелостью лобных структур головного мозга. В связи с этим нарушается управленческая функция префронтальной области (поведенческое торможение и самоконтроль);
- теория влияния пищевых факторов. Несбалансированное питание способно приводить к нарушениям обменных процессов в организме. Как следствие, нарушается функциональность структур ЦНС;
- неблагоприятные факторы внешней среды. К повреждению структур головного мозга могут приводить воздействие свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и т. д. При этом интоксикация может влиять как во время беременности, так и после рождения.
Как развивается СДВГ
Основа развития синдрома дефицита внимания — это нарушение формирования биоритмов в коре головного мозга. Из-за гипоксического повреждения структур ЦНС во внутриутробном периоде нарушается их функциональная и морфологическая зрелость. Первичные органические изменения структур головного мозга локализуются в:
- ретикулярной формации;
- подкорковых образованиях;
- лимбической системе.
В дальнейшем это приводит к нарушению обмена катехоламинов, частичной потере тормозных синапсов и патологическому нарушению функциональной специализации мозговых полушарий.
В центральной нервной системе согласованность работы между разными отделами мозга регулирует ретикулярная формация. У пациентов с СДВГ нарушается ее контролирующая функция, в результате чего нарушаются память и интеллект.
Повреждение, локализующееся в стволе головного мозга и лимбической системе, угнетает синтез белков и приводит к угнетению синтеза нервных клеток (нейронов). Постепенно развиваются обменные нарушения катехоламинов: у ребенка формируется характерная гиперактивность. Но специалисты считают, что гиперактивность — это защитный механизм, который необходим для компенсации нарушений и нормального, гармоничного развития.
Классификация синдрома дефицита внимания и/или гиперактивности
Согласно современной классификации СДВГ (2013 г) выделяют следующие варианты болезни:
- СДВГ с преобладанием невнимательности;
- СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности;
- комбинированный вариант СДВГ.
Некоторые специалисты выделяют резидуальный тип СДВГ. Этот вариант болезни выставляется пациенту в том случае, если симптомы сохраняются на протяжении многих лет.
Симптомы дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности имеет большое количество проявлений. Кроме того, при постановке диагноза должны учитываться возрастные особенности. Проявления болезни различаются в дошкольном возрасте, у младших школьников и подростков.
Возрастные особенности СДВГ
Диагноз СДВГ редко выставляется при первом визите ребенка к специалисту. В большинстве случаев врач выбирает выжидательную тактику: в течение нескольких месяцев оценивается выраженность и постоянство симптомов. Врач должен также верно оценить уровень активности ребенка: должный для его возраста или патологический.
В большинстве случаев поводом для обращения к специалисту становится новый этап в жизни малыша: посещение детского сада или школы. Наиболее ярко СДВГ проявляется в 4-5 и 7 лет. Однако средний возраст постановки диагноза составляет 8-10 лет.
Даже при своевременно начатом лечении симптомы заболевания сохраняются у 50-80% подростков. Важной особенностью в этом возрасте является уменьшение гиперактивности или даже ее полное исчезновение. Однако импульсивность и нарушения внимания не ослабевают, а усиливаются. В школе снижается успеваемость, а также возникают трудности в межличностном общении. Отмечается, что такие подростки более склонны к употреблению психоактивных веществ и совершению противоправных нарушений.
У взрослых проявления СДВГ сохраняются примерно в 50% случаев. Поэтому заболевание может приобретать длительное течение и многолетний характер.
Симптомокомплекс СДВГ
Симптомокомплекс СДВГ включает невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Также могут наблюдаться расстройства тревожного спектра.
Нарушения внимания
Дети с дефицитом внимания способны сохранять концентрацию не более нескольких минут. Эта проблема сильно влияет на школьную успеваемость. Ребенок не может выполнить задание до конца, быстро переключается на сторонние раздражители. Из-за выраженной отвлекаемости он не может дослушать учителя до конца, упускает важные детали при обучении.
Также дети с СДВГ склонны к забывчивости: они часто теряют школьные принадлежности и учебники, а на рабочем месте у них царит беспорядок.
Гиперактивность (избыточная двигательная активность)
Дети с СДВГ — это бесконечный двигатель. Они не способны длительно находиться в состоянии покоя и пребывают в постоянном движении. Такое поведение проявляется вне зависимости от обстановки: даже в самом спокойном коллективе такой ребенок будет постоянно стремиться к бесцельным движениям. Если дефицит внимания становится заметен в школьном возрасте, то гиперактивность — наиболее раннее проявление СДВГ. Родители начинают отмечать повышенную активность своего ребенка уже на первом-втором году жизни.
Гиперактивность проявляется не только в активных движениях (постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле), но и деструктивным поведением в коллективе. Ребенок с СДВГ может отвлекать одноклассников от учебы, мешать проведению уроков и т. д.
Несмотря на достаточно яркие проявления, диагностировать гиперактивность сложно. Во время визита к врачу ребенок испытывает волнение в неизвестной обстановке. Это тормозит проявления гиперактивности на приеме у специалиста. Чрезмерная подвижность более выражена у мальчиков. Поэтому маловыраженные симптомы у девочек могут затруднять постановку диагноза.
Импульсивность (недостаток контроля поведения)
Ребенок не ждет от окружающих инструкций и быстро реагирует на ситуацию. Это связано с особенностями функционирования головного мозга, а не проблемами в воспитании. Например, он стремится максимально быстро выполнить задание учителя, но не может адекватно оценить его требования. Импульсивность детей с СДВГ дополняется небрежностью, невнимательностью и легкомыслием.
Дополнительная симптоматика
На этом проявления СДВГ у человека не заканчиваются. Этот симптомокомплекс может быть дополнен рядом неврологических и поведенческих расстройств:
- легкие неврологические нарушения. У ребенка могут диагностироваться тремор, гиперкинезы, повышение сухожильных рефлексов и нарушения координации движений. Они могут быть объективно выявлены во время неврологического приема;
- эмоциональная лабильность. У ребенка наблюдается частая смена настроения, повышенная тревожность и раздражительность. Маленькие дети испытывают беспокойство, становятся плаксивыми. Родители видят, что их ребенок более эмоционален в сравнении со сверстниками;
- нарушения восприятия. Чаще всего поражается зрительный анализатор (ребенок не может обвести контуры простых рисунков). Но также может нарушаться ориентация в пространстве, он может неправильно читать буквы, воспринимать звуки на слух и т. д.;
- невротические привычки. У ребенка появляются симптомы, свидетельствующие о внутреннем напряжении. Он может грызть ноги, сосать большой палец, постоянно сжимать пальцы и т. д.;
- нарушения сна. Пожалуй, этот симптом родители могут заметить с самого рождения. У ребенка с самых первых дней нарушены естественные биоритмы: сон днем и бодрствование ночью. У подростков сопровождается поздним засыпанием и тяжелым утренним пробуждением;
- повышенная психическая утомляемость. Ребенок быстро устает даже от незначительных нагрузок, могут появляться головные боли;
- тики и заикание. Это не обязательные симптомы СДВГ, но они также могут наблюдаться у детей и становиться поводом для обращения к специалисту.
Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности
Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.
Диагностические критерии DSM-5
Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
- другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
- неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.
Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:
- не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
- не может удерживать внимание на играх, задачах;
- кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
- не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
- испытывает проблемы с распорядком дня;
- избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
- часто теряет свои вещи;
- легко отвлекается;
- забывчив в повседневной деятельности.
СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:
- постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
- уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
- не может спокойно играть или работать;
- активно двигается в неуместных ситуациях;
- при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
- очень много говорит, речь торопливая.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:
- симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
- несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
- симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
- симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.
Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.
Опрос и осмотр
В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:
- когда начались первые проявления заболевания;
- какие симптомы появились у ребенка;
- как развивались симптомы заболевания.
Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:
- особенности поведения ребенка, внешний вид;
- оценка состояния черепно-мозговых нервов;
- оценка двигательной активности.
Данные анамнеза
Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:
- токсикозы у матери во время беременности;
- риск прерывания беременности;
- хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
- резус-конфликт матери и плода;
- патологические роды и родовые травмы;
- фебрильные судороги;
- менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
- наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.
Объективные методы обследования
В качестве объективных методов исследования используются:
- электроэнцефалография;
- ЭХО-ЭГ;
- нейросонография;
- компьютерная томография;
- допплерография.
Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.
Нейропсихологическое исследование
Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.
Психологический анализ
Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще.
Дифференциальная диагностика СДВГ
СДВГ — это достаточно распространенный диагноз. Однако заболевание может иметь сходную симптоматику с другими состояниями. Дифференциальная диагностика проводится с такими состояниями, как:
- индивидуальные особенности личности и темперамента. При этом состоянии поведение активных детей не выходит за границы возрастной нормы. Уровень развития высших психических функций хороший;
- тревожные расстройства. Действия ребенка связаны с постоянным воздействием психотравмирующих факторов;
- резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции и интоксикации;
- астенический синдром при хронических заболеваниях;
- эндокринные нарушения (патология щитовидной железы);
- расстройства школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
- сенсоневральная тугоухость;
- эпилепсия;
- наследственные синдромы;
- психические расстройства.
Лечение синдрома дефицита внимания. Рекомендации родителям
Наибольшей эффективности удается достичь в том случае, если сочетать несколько методик.
Психотерапевтические методики
Психотерапия — это один из основных методов лечения СДВГ. Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой (детские группы) и семейной. Использование когнитивно-поведенческой терапии позволяет социализировать детей с СДВГ. Игровые методики позволяют научить ребенка самоконтролю и постановке целей. Контроль окружающего шума и визуальной стимуляции нормализует состояние ребенка.
Медикаментозная терапия
Методом выбора при лечении СДВГ являются психотерапевтические методики. Однако при их неэффективности подключается лекарственная терапия. Для коррекции поведения могут назначаться психостимуляторы, транквилизаторы, антидепрессанты и ноотропные препараты.
Стимулирующие лекарственные препараты
Наиболее популярным препаратом в мировой практике является метилфенидат. Его прием позволяет увеличить уровень дофамина и норадреналина в структурах центральной нервной системы. Благодаря нему повышается активность в префронтальной коре, а чрезмерная импульсивность подавляется. Однако в России данный лекарственный препарат запрещен, так как относится к классу психостимулирующих.
Нестимулирующие препараты
Также при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут использоваться:
- селективный ингибитор обратного захвата норадреналина;
- антидепрессанты;
- психоактивные препараты.
Их минусами является частое развитие побочных эффектов, которые значительно ухудшают состояние пациента.
Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)
БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Ребенок выполняет специальные игровые задания, которые позволяют регулировать активность и поведение.
Физиотерапевтические методы лечения СДВГ
Для реабилитации пациентов с СДВГ могут использоваться следующие методики:
- массаж;
- физические упражнения;
- занятия в воде;
- кинезиотерапия;
- физиотерапевтические процедуры;
- общее ультрафиолетовое облучение;
- электросон;
- акупунктура;
- массаж активных точек.
Физиотерапевтические методики лечения позволяют улучшить состояние пациента и нормализовать его активность.
Педагогические методики
Многие родители стесняются рассказывать учителям о том, что у их ребенка СДВГ. Однако это ошибочный подход. Зная об особенностях, учитель сможет подобрать индивидуальный подход и подходящую длительность занятий. Важно, чтобы внимание гиперактивному ребенку уделялось с самого начала. Для некоторых детей требуется индивидуальное обучение и занятия с репетиторами.
Повседневная активность: советы психолога
Родители должны уделить особое внимание формированию графика дня. Важно не допускать переутомления. Также необходимо, чтобы родители хвалили ребенка и укрепляли его уверенность в собственных силах.
Можно ли полностью вылечить СДВГ
Полностью вылечить СДВГ в настоящее время невозможно. Однако системный подход к лечению заболевания позволяет минимизировать его симптомы и предотвратить рецидив. Поэтому важно, чтобы родители принимали своего ребенка и поощряли его стремление к обучению. В семье должна быть благоприятная бесконфликтная обстановка. При необходимости следует обратиться к психологу для проведения семейной терапии. Правила поведения должны быть установлены совместно со специалистом, родители должны знать, как правильно реагировать на активность ребенка.
Можно ли профилактировать СДВГ и как делать это
В настоящее время не разработано стратегии профилактики синдрома дефицита внимания и гиперактивности, работающей на 100%. Однако для снижения риска развития заболевания и снижения интенсивности симптомов необходимо:
- качественное дородовое наблюдение;
- сбалансированная диета;
- оптимальный объем нагрузок и физической активности;
- организация распорядка дня;
- выстраивание положительных отношений между родителями и ребенком.
Лечение гиперактивности и дефицита внимания в клинике «Целитель»
В медицинском центре «Целитель» работают опытные неврологи, которые подберут для вас индивидуальную тактику диагностики и лечения заболевания. Современное оборудование позволяет провести обследование в одном месте в кратчайшие сроки.
Берегите здоровье своего малыша, обращайтесь к профессионалам!