На сегодняшний день 20-30% детей посещающих логопедическую группу страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). К сожалению, с каждым годом количество маленьких пациентов с таким диагнозом только увеличивается. Наиболее подвержены такому поведенческому расстройству мальчики. При этом стоит четко разграничить СДВГ и просто плохое поведение ребенка.
Что это такое и каковы причины?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей считается дисфункцией центральной нервной системы, проявляется нарушением психоэмоционального поведения. Среди наиболее частых причин его возникновения специалисты-неврологи называют:
- генетическую предрасположенность (40-50% случаев);
- проблемы во время беременности у матери. Например, злоупотребление какими-то препаратами, лекарствами, алкоголем, курение;
- родовые травмы;
- доношенность новорожденного. Если ребёнок не доношен, имеет малый вес, то у него может быть предрасположенность к такому синдрому.
Чрезмерное увлечение гаджетами, планшетами, смартфонами способствуют усилению состояния дефицита внимания у детей, т. к. они очень утомляют и перевозбуждают психику ребёнка.
Каковы признаки?
Как правило, СДВГ проявляется у детей дошкольного и школьного возраста. Проявлениями синдрома дефицита внимания являются следующие особенности поведения:
- Постоянное ощущение беспокойства. Ребёнок не может спокойно усидеть на одном месте, он ёрзает на стуле, что-то всё время теребит руками, дергает ногами.
- Тревожность. В ответ на требование взрослых вести себя спокойней или потише такие дети поступают с точностью наоборот.
- Гиперактивность. Проявляется неожиданностью, резкостью, импульсивностью поступков. Ребёнок не умеет спокойно ждать своей очереди в играх с ровесниками, нервничает, затевает драку.
Такие дети отличаются невнимательностью, которая проявляется таким образом:
- повышенная утомляемость, невозможность сосредоточиться на чём-то одном;
- ему постоянно скучно и любое поначалу интересное занятие быстро надоедает;
- рассеянность, забывчивость;
- очень плохая память. Ему тяжело выучить наизусть самый простой стих или фразу.
Что делать?
Очень важно выявить синдром дефицита внимания и гиперактивности как можно раньше. Если не начать лечение вовремя, синдром может ограничить успехи в школе и повлиять на социальное поведение, психологию и развитие ребенка. Поэтому, если заметили отклонения в поведении своего малыша, обращайтесь своевременно к специалисту.
Если в дошкольном возрасте и начальных классах, достаточно просто планомерной работы и наблюдения специалистов, то обычно уже с 5-го класса такие дети чаще всего оказываются в коррекционных классах.
Производить коррекцию синдрома очень сложно. Этим занимаются психотерапевты и психологи, которые непосредственно корректируют поведение ребёнка. От родителей требуется много терпения и выполнения рекомендаций лечащего врача. Совместными усилиями родителей и специалистов по детской неврологии можно добиться значительных результатов в исправлении поведенческих особенностей у ребёнка.