Речь — одна из основных форм общения между людьми. Человек начинает овладевать этим навыком с самого детства. Для его формирования не должно быть проблем со стороны органов слуха, центральной нервной системы, также ребенка должны окружать источники звуков и речи.
Сначала младенец общается только с помощью крика. Это его способ поддерживать связь с окружающим миром. В 4-7 месяцев ребенок начинает произносить слоги — это называется детским лепетом. Ближе к году малыш может произносить простые слова из 1-2 слогов.
Помимо воспроизведения речи, важно еще и ее понимание. В первый месяц жизни ребенок вздрагивает от звука голоса, к трем месяцам — смотрит на говорящего, к пяти — откликается на свое имя, к полугоду появляются первые жесты, реакция на слово «нет». В 7 месяцев малыш способен смотреть на знакомые предметы, если ему на них указали, к году — выполняет простые команды.
Темпы развития ребенка
У каждого человека свои темпы развития, но существуют некоторые критерии, используемые при оценке речи. Итак, что должно насторожить врача и родителей:
- в 1 год — ребенок не произносит простые слова и даже слоги, не использует жесты, не показывает на предметы. При отсутствии этих навыков педиатр назначает проверку слуха у оториноларинголога, консультацию невролога;
- в 1,5 года — малыш не отзывается на свое имя, не произносит слов, не понимает простых команд, утрачивает приобретенные ранее навыки;
- в 2 года — все вышеперечисленное, а также откат в приобретенных умениях, отсутствие освоения новых слов.
Если у ребенка старше 2 лет не сформированы жесты и понимание речи, навык произнесения слов и слогов — рекомендована диагностика органов слуха, исключение аутизма и поражений головного мозга. При отсутствии органической патологии обычно рекомендуется терпеливо продолжить занятия (можно заниматься с логопедом) и наблюдать за динамикой. Это состояние называется задержкой речевого развития. Оно может быть вызвано педагогической запущенностью, неблагоприятной обстановкой в семье, гиперопекой (когда желания ребенка сходу угадываются, у него отсутствует стимул развивать речевые навыки). Из медицинских причин выделяют недоношенность, гипоксию или асфиксию в родах, гидроцефалию, внутриутробные инфекции.
При отсутствии вышеуказанных навыков и отклонений в обследованиях к трем годам ставится диагноз «алалия», т.е. полное отсутствие речи.
Виды алалии
- Сенсорная — отсутствие понимания обращенной речи.
- Моторная — невозможность произнесения слов.
- Сенсомоторная.
Дети с алалией не являются пациентами неврологов. Не существует доказанно эффективных препаратов, стимулирующих развитие речи. Массаж, остеопатия и гомеопатия также не являются методами, способными «запустить речь». Коррекцией алалии занимаются специально обученные педагоги — дефектологи. Также обязательны домашние занятия.
Что могут сделать родители для правильного развития речи
- Всегда разговаривать с ребенком, показывать ему окружающие предметы, комментировать действия, даже если кажется, что он еще ничего не понимает.
- Поддерживать диалог с ребенком и давать понять, что его слушают и слышат. Не произносить фразы вроде «говори громче/четче», «я не буду разбирать, что ты там говоришь» и т.д.
- Читать ребенку вслух — даже если кажется, что он поглощен игрушками и не слушает. Можно использовать детские песенки, аудиосказки.
- Обеспечить ребенку минимальное количество экранного времени.
- Не обучать малыша повторению слов, а вовлекать в разговор и давать ему слово.
Подводя итоги, можно сказать, что при отсутствии патологии органов слуха и нервной системы, внимание родителей и живое общение — ключ к полноценному формированию речевых навыков у малыша.